Применение песка в дорожном строительстве

Песок – это сыпучий нерудный материал, без которого не обходится строительство ни одной дороги. Ключевую роль в достижении качественного результата играет правильный выбор материала – от него будут зависеть срок службы дороги, её безопасность, комфорт и частота ремонтов.

Требования к песку для дорожного строительства установлены в ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ» (он пришёл на замену ГОСТ 8736-93, который до сих пор часто встречается в ссылках). Используя этот документ, проектировщики могут точно рассчитать, какие характеристики должен иметь материал для каждого вида дорожных работ.

О видах песка, их отличиях и особенностях мы рассказали в отдельной статье. А в данной статье рассмотрим, как используется тот или иной вид песка в дорожном строительстве и что нужно учесть при его выборе.

Любая дорога строится в несколько этапов, в общем случае это:

— подготовка основания – выравнивание грунта и устройство песчаной подушки,

— засыпка промежуточных слоев щебнем различных фракций,

— монтаж дополнительных слоев и материалов с определенными функциями: гидроизоляция, геосинтетики, георешетки и пр.,

— укладка верхнего покрытия – асфальтобетона или цементобетона (второй тип редко применяется в России, поэтому далее пойдёт речь о дорогах с асфальтовым покрытием).

Точное количество слоёв и требования к качеству применяемых материалов зависят от того, на какие нагрузки рассчитано дорожное полотно. Так, автомагистрали с высоким трафиком, по которым будет перемещаться крупный грузовой автотранспорт, представляют собой сложные многослойные инженерные сооружения. А при строительстве второстепенных дорог – преимущественно для легковых автомобилей и с невысокой интенсивностью движения – их конструкция упрощается, как и подбор необходимых для неё материалов.

Остановимся подробно на тех стадиях дорожного строительства, где применяется песок.

Подготовка основания

После снятия слоя почвы и выравнивания дна в основании будущей дороги укладывается насыпная подушка. Она повышает несущую способность дороги, снижая нагрузку непосредственно на грунт, а также выполняет функции дренажа, то есть накопления и отвода влаги, чтобы она не задерживалась в верхних слоях и в грунте, так как это может привести к досрочному разрушению дорожного полотна.

Одним из самых распространенных решений для формирования такой подушки является как раз песок: его укладывают толщиной в 10-20 см, утрамбовывают и увлажняют. В качестве альтернативы песку нередко используется щебеночно-песчаная смесь (ЩПС).

Песок для подушки должен быть чистым, глина и другие примеси будут способствовать постепенной деформации дороги. Также он должен обладать достаточной плотностью, на уровне 1,3-1,5 т/м3. Такие показатели имеют речной и чистый карьерный песок. Однако, при приобретении материала нужно обращать внимание на заявленные производителем параметры, так как они зависят от места добычи и процесса производства, а также процента посторонних включений.

Фракции песка для отсыпки подушки должны быть средними и крупными, мелкие для этой цели не подойдут.

Кроме того, имеет значение коэффициент фильтрации материала (КФ). Этот показатель говорит о том, какое расстояние вода проходит сквозь песок за 24 часа, то есть свидетельствует о его водопропускной способности. Она зависит от количества примесей в песке, его фракции и т.д. Подушка в основании дороги должна хорошо пропускать воду, для этого КФ должен быть на уровне от 1 до 20 м/сутки (более точная цифра определяется расчётами). Отличной водопропускной способностью обладает речной песок, но и чистый карьерный тоже справляется с этой задачей.

Промежуточные слои

Песок иногда укладывается в качестве промежуточного слоя дорожного пирога для компенсации нагрузок на дорогу в условиях перепада температур, а также для более эффективного отвода воды. Кроме того, с помощью песка формируют обочины и дренажные канавы.

Рекомендации по выбору песка для этих работ не отличаются от обозначенных выше. Разве что коэффициент фильтрации материала может быть ниже, когда речь идёт об обочинах, которые не обязательно должны обладать высокой водопропускной способностью.

Устройство верхнего покрытия

На песчаную подушку укладываются один или несколько слоёв щебня, а финальным этапом строительства является укладка верхнего покрытия из асфальтобетона. От того, насколько сбалансированным и подходящим для климата будет его состав, зависит долговечность и безопасность эксплуатации дороги.

Состав асфальта определяется назначением дороги: на путях движения легкового транспорта с небольшой плотностью потока достаточно одного слоя мелкозернистого асфальта в 4-5 см. Средняя нагрузка на дорожное полотно требует укладки хотя бы двух слоёв, каждый толщиной по 4-5 см: из крупнозернистого (нижний) и мелкозернистого асфальтобетона. А для крупных автотрасс необходимы три слоя асфальта разной зернистости (верхний – плотный мелкозернистый), дополнительно укрепленные мастикой и армирующей сеткой.

Асфальтобетон любой зернистости состоит из следующих базовых компонентов: песок, крупный наполнитель (гравий, щебень), битум, минеральный порошок, специальные добавки. Песок, в обязательном порядке входящий в состав асфальтобетона, обеспечивает равномерность распределения давления покрытия на нижние слои дороги.

На практике используется и асфальт, который вообще не содержит крупного наполнителя, только песок или его смесь с отсевами дробления. Он подходит для устройства покрытий с невысокими нагрузками: пешеходных зон, тротуаров, придомовых площадок (при толщине покрытия 30-40 мм), а также локальных дорог с низким трафиком и личных машиномест (тогда толщина покрытия должна быть в 2 раза больше). Включение в состав смеси щебня повышает прочность асфальтобетона.

Фракции песка для асфальтобетона должны быть разными – от средних до крупных. Это позволяет получить высокоплотный состав, в котором крупные зерна песка (как и щебень) отвечают за прочность, а мелкие – заполняют пустоты между ними.

Наиболее подходящим для изготовления асфальтобетона является карьерный песок. Он имеет шероховатые гранулы с острыми углами, которые обеспечивают плотность покрытия и его хорошее сцепление с шинами (в отличие от гладкого речного песка). Однако карьерный песок отличается наличием примесей пыли и глины, которых должно быть не более чем 3%, поэтому необходимо выбирать чистый (сеяный) карьерный песок.

На самой крупной в Москве перевалочной базе «ТСК» всегда можно заказать качественный карьерный и речной песок в любом нужном количестве. Приобрести материал можно россыпью, а также в биг-бегах или мешках по 25 и 50 кг.

Точный весовой контроль гарантирует отгрузку заказанного объема продукции. Персонал базы поможет выбрать нужный тип материала и оперативно организует отгрузку. Перевалка работает в режиме 24/7, также, доступна услуга доставки материалов по Москвы и Московской области на собственном автотранспорте.

22 апреля 2022